Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Полежаевская основная общеобразовательная школа»

        

 

Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № 8 от 20.05.2021 г.

Утверждена

Директор МКОУ «Полежаевская ООШ»

_________ /Золотарева Н.Н./

Приказ № 33 от 20.05.2021 г.

                              

                                                  

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Морское путешествие»

социально-гуманитарной направленности

1 месяц обучения

 

Срок реализации: с 1 по 25 июня 2021 г.

Составил:

Чухлебов Сергей Митрофанович

п. Полежаевский

2021 год

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей при МКОУ «Полежаевская ООШ» «Морское путешествие»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Чухлебов Сергей Митрофанович – начальник лагеря, Чухлебова Марина Александровна - воспитатель

Контактный телефон, электронный адрес

8 (47353)58-1-39

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Направленность программы

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря

Характеристика целевой группы: возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей)

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 15 лет, количество детей 10 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Краткая аннотация содержания программы

Программа - комплексная, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы: эколого-развивающее, оздоровление, трудовая деятельность, художественно-эстетическая, отдых. Основная идея программы заключается в представлении возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно-полезной деятельности. Программа содержит мероприятия, реализующие Программу, условия реализации, ожидаемые результаты, приложения

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.

Предполагаемый социальный эффект программы

В результате реализации программы, приобретенные детьми умения и навыки будут успешно применяться в практической деятельности.

Муниципальное образовательное учреждение

МКОУ «Полежаевская ООШ»

Адрес, телефон

397434 Воронежская область, п. Полежаевский, улица Центральная, дом.2
Телефон: 8(47353) 58-1-39

Место реализации

Пришкольный летний оздоровительный лагерь «Дружба» с дневным пребыванием детей при МКОУ «Полежаевская ООШ»

Количество детей

1 смена: 10 человек

Сроки реализации

программы

Июнь, 2021 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

       Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования   личностных возможностей,   приобщения к ценностям культуры, вхождения   в   систему   социальных   связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.                                                                                                                                                        

       Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора.

В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

       Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.           Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. В ней реализуется дополнительная общеобразовательная обшеразвивающая программа «Творческое лето» художественно-эстетической направленности.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

         Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.              

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания, межнациональная неприязнь и т. д.). Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись творческих достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир творчества и показать свои умения, никого из детей не оставило равнодушным. Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив педагогов и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить. В этом году работа лагерной смены будет проходить в виде путешествия по планетам. За прошедший год дети стали более эрудированны, физически выносливы, хорошо умеют ориентироваться в разных областях жизни, пора преступать к более серьезным испытаниям и покорить «океаны» во время кругосветного путешествия по неизвестным островам. И назвали мы нашу программу на это лето «Морское путешествие».

             Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:  

Создать условия для оздоровления и организованного отдыха учащихся в летний период; для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность лагеря.

Задачи программы:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни. Укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.
  • Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
  • Формировать культурное поведение, санитарно- гигиеническую культуру.
  • Развивать потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
  • Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
  • Формировать положительное отношение родителей к работе органов школьного соуправления и привлекать их к участию в этой деятельности.
  • Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.

 

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Дружба» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере  является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

 

Методы реализации программы:

методы оздоровления:

витаминизация;

- закаливание;

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;

методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.

методы образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

- экскурсий.

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).

- проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).

- практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).

- наблюдения (запись наблюдений).

 

Формы организации деятельности по реализации программы:

 

Массовые

Групповые

Индивидуальные

Праздники

Конкурсы

Экскурсии, походы

Спортивные соревнования

Мастерская
будущего КТД

Отрядные огоньки

Беседы, КТД

Спортивно-
оздоровительные
процедуры

Создание и
реализация
проектов

Индивидуальные беседы

Выполнение исследовательских работ

Создание и реализация
проектов

 

Возможные риски:

  • Плохие природные условия;
  • Поломка  техники.

Способы их преодоления:

В случае плохих погодных условий, все мероприятия будут проводиться в здании, на территории отрядных классов (в каждом классе имеется игровая комната) и дополнительных помещений: музыкальный и спортивный залы, изостудия. В случае поломки стационарной техники, она будет заменена на другую (магнитофон, интерактивная доска, ноутбук), либо будет использоваться переносной инструмент (аккордеон, синтезатор).

Участники программы

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, продолжительность пребывания в лагере 21 рабочих дней.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 15 лет, количество детей 10 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ОВЗ, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 Механизм реализации программы            Программа реализуется в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря при МКОУ «Полежаевская ООШ» п. Полежаевский.

Личностно-ориентированный подход — главная идея в программе гуманизации современного образования и воспитания. Поэтому необходимо осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. 

В ходе реализации программы мы предполагаем использование дифференцированного подхода с разноуровневыми заданиями, которые составляются воспитателями с учётом знаний и способностей детей. Такие задания будут доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. 

 

Ожидаемые результаты

  • здоровьесберегающие навыки: соблюдение правил личной гигиены, режима дня; закаливание, физическая зарядка, разумное сочетание разнообразных видов деятельности;
  • овладение основными понятиями здорового образа жизни;
  • умения и навыки, приобретенные в кружках, секциях, мастер-классах;
  • знакомство с разнообразными формами отдыха; организация и навыки активного отдыха;
  • навыки самообслуживания: уборка отрядной комнаты, территории, дежурство по столовой и т.д.;
  • навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми;
  • знакомство с разнообразными видами игровой деятельности, умение организовывать и проводить различные игры;
  • умение анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность временного детского коллектива – “рефлексия”;
  • способы индивидуального и коллективного творчества, навыки коллективно-творческой деятельности;
  • навыки самоуправления: осуществление функций дежурного командира; дежурство по лагерю; умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела;
  • умение определять зону своего ближайшего развития, проектирование самореализации.

Направления деятельности летнего оздоровительного лагеря:

  • Экологическое направление.
  • Художественно – эстетическое направление.
  • Спортивно - оздоровительная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Интеллектуальное направление.
  • Патриотическое направление.

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

  • воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
  • приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;

изучение эколого-санитарной обстановки на территории школы.

 Основные формы работы:

Экологический десант

Операция «Тропинка»

«Экологическое ассорти»

«Зеленый патруль»

Участие в экологических акциях

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • пробуждать в детях чувство прекрасного;
  • формировать навыки культурного поведения и общения;
  • прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы работы:

Посещение кинотеатров, музеев;

Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Конкурс рисунков на асфальте «Лето»

Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

Игровые творческие программы

Концерты («Звездопад»)

Творческие игры («День рекордов»)

Праздники («Творческая волна – 2021»)

Выставки.

Спортивно–оздоровительное направление

В лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.  Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры (умывание, обтирание, мытьё рук до локтя и др.)

Задачи спортивно-оздоровительной деятельности:

  • вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • выработку и укрепление гигиенических навыков;
  • привитие здорового образа жизни;
  • расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы работы:

утренняя гимнастика (зарядка);

спортивные игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, пионербол);

подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Вышибалы», «Цепи» и т.д.;

эстафеты («Веселые старты», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки»);

весёлые старты;

часы здоровья;

водные процедуры (ежедневно);

солнечные ванны (ежедневно);

воздушные ванны (ежедневно).

 

Трудовое направление

Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.

Задачи трудовой деятельности:

  • вовлечение детей в трудовую деятельность;
  • развивать способности видеть прекрасное в озеленение нашей школы и города;
  • развивать навыки по выращиванию цветов;
  • прививать чувства уважения к труду других людей.

Выставка поделок

Выставка рисунков на тему «Профессии».

Основные формы работы:

выполнение трудовых обязанностей (дежурство в игровой комнате, отрядном классе, полив цветов, дежурство в столовой, элементарная работа на территории школьного двора);

коллективные трудовые дела;

выставка поделок «Умелые ручки»;

выставка рисунков «Мир профессий»;

защита проектов «Профессия моих родителей»

Интеллектуальное направление

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах.

Задачи интеллектуальной деятельности:

  • развитие интеллектуальных способностей детей и подростков;
  • удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

проведение интеллектуальных игр;

проведение шашечных турниров;

организация работы библиотеки.

Игра - путешествие: " По станицам любимых детских книг"

КВН по творчеству А.С. Пушкина"

«Знатоки русского языка»

 

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

  • пробуждать в детях чувство любви к Родине, семье;
  • формирование уважительного отношения  к памятникам истории  и развития интереса к изучению родного края;
  • формирование  национальной терпимости, развитие дружеских отношений;
  • возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

Марафон сказок.

День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

« Это  ты,  моя  Россия!»

Спортивные соревнования «Снайпер»

Беседа «Символика Российской Федерации»

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

«Правила безопасности при  терактах»

«По предупреждению кишечных заболеваний»

«Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»

«Если ты один дома»

«Безопасность в доме»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения и безопасности человека на воде»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

Беседы:

«Как ухаживать за зубами?»

«Путешествие в страну Витаминию»

 «Как беречь глаза?»

«Уроки безопасности при пожаре».

Работа по развитию творческих способностей детей

-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;

-   Ярмарка идей и предложений;

-   Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

-   Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»

 

Сроки и этапы реализации программы:

Программа краткосрочная и включает следующие этапы и сроки реализации:

I этап. Подготовительный – апрель – май 2021 г.

II этап. Организационный –1 июня 2021 г.

III этап. Основной – 2 июня- 24 июня 2021 г.

IV этап. Заключительный – 25 июня 2021 г.

I этап. Подготовительный – апрель – май 2021 г.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия смены начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

1) проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

2) издание приказа по школе об открытии пришкольного лагеря;

3) разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей «Морское путешествие»;

4) подготовка методического материала для работников лагеря;

5) отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере «Дружба» с дневным пребыванием детей;

6) составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)                                    

7) комплектование отрядов.

II этап. Организационный – 1 июня 2021 г.

Основной деятельностью этого этапа является:

1) встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

2) знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3) выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

4) сплочение отряда;

5) формирование законов и условий совместной работы;

6) подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап – 2 июня- 24 июня 2021 г.

Данный этап включает реализацию основных положений программы «Морское путешествие». Участники смены пришкольного летнего лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей:

1) познают, отдыхают, трудятся;

2) делают открытия в себе, в окружающем мире;

3) помогают в проведении мероприятий;

4) учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

5) развивают способность доверять себе и другим;

6) укрепляют свое здоровье;

7) вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческие дела.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.

IV. Заключительный этап – 25 июня 2021 г.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Морское путешествие». Все учащиеся делятся на две возрастные группы – два отряда. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является корабль «Детство». Каждый день смены будет посвящен открытию одного из неизведанных островов океана под названием:

  • Остров встреч и весёлых детей
  • Остров уюта и красоты
  • Остров интеллектуалов
  • Остров подвижных игр
  • Остров сказок
  • Остров спорта
  • Остров юмора
  • Остров «Неболейка»
  • Остров героев
  • Остров рекордов
  • Остров театра, музыка и танца
  • Остров мультфильмов
  • Остров талантов
  • Остров мастеров
  • Остров безопасности
  • Остров добрых дел
  • Остров Памяти
  • Остров здоровья
  • Остров Нептуна
  • Остров дружбы
  • Остров неожиданностей

 

Структура управления.

Экипаж корабля: Капитан – начальник лагерной смены.

Боцман – главный воспитатель

Моряки – воспитатели.

Юнги – дети.

Задача капитана, боцмана и моряков – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Стратегию участия в деле экипажей организуют боцман и моряки.

Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде.

Стенд выполнен в виде Мирового океана, где центром является корабль «Детство».

Путешествуя в морском пространстве, юнги (дети) открывают каждый день новый, неизведанный ранее остров. Всего островов 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж юнг первым открывший остров (победивший в общелагерном деле), устанавливает на острове свой символический флажок и красочно оформляет его в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.

Так же планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

За 21 день корабль «Детство» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и морские пираты, и подводные лодки, и шторм. Каждый член корабля от капитана до юнги должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Экипаж – одна семья.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Экипажем разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый юнга может ежедневно получать «морскую звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых островов тем, или иным экипажем, а также количество «звёзд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.

 

Органы соуправления лагеря.

 

Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые.

Актив, как форма соуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

- создания в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;

- содействия в создании благоприятного психологического климата.

Актив лагеря - это капитан, бортпроводники, диспетчер, детский совет лагеря. Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг.)

В качестве равноправных членов актива входят взрослые:

В совет лагеря - начальник лагеря, воспитатели, главный воспитатель;

В детский совет лагеря – командиры и зам. командиры отрядов.

Каждый член актива имеет право:

- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

- на защиту своих интересов.

Каждый член актива обязан:

- ответственно исполнять порученное дело;

- соблюдать законы общения и культуры поведения.

 

План - сетка работы лагерной смены «Морское путешествие»

 

Название мероприятия

Дата

Ответственные

1

«Остров встреч и весёлых детей»

1. Торжественная линейка.

2. Праздничная программа театральной студии «Здравствуй, лето красное, веселое, прекрасное!»

3. Оформление отрядного уголка «Наш отрядный дом»

4. Инструктажи по ТБ, ППБ.

5. Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир!»

6. Вводное занятие

1 июня

Начальник лагеря, главный воспитатель

Воспитатели.

2

«Остров уюта и красоты»

1. Оформление игровых комнат, выпуск эмблем отрядов.

2. Открытие сезона. Презентация каждого отряда.

3. Проведение обучающей эвакуации детей при пожаре.

4. Экологический десант.

5. Основы цветоведения

2 июня

Воспитатели

Командиры отрядов

Начальник лагеря.

3

«Остров интеллектуалов»

1. Мероприятие по профилактике экстремизма «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья!»

2. Подвижные игры на свежем воздухе.

3. Интеллектуальная игра «Знатоки природы».

4. Основы цветоведения.

3 июня

Главный воспитатель

Инструктор по физ.культуре

Воспитатели

4

«Остров подвижных игр»

1. Беседа «Давайте дружить народами»

2. Весёлые старты «Звёздный десант»

3. Игры на сплочение «Вместе веселее».

4. Онлайн-мероприятие «Мои безопасные каникулы»

5. Основы графики

4 июня

Инструктор по физ.культуре

Воспитатели

5

«Остров сказок»

1. Викторина «В гостях у Сказки»

2. Библиотечный час «Русские народные сказки»»

3. Конкурс рисунков на асфальте «Любимые герои сказок»

4. Кукольный театр «Красная шапочка»

5. Основы графики

5 июня

Главный воспитатель

Воспитатели

6

«Остров спорта»

1. Весёлые старты с элементами спортивных игр.

2. Шахматно-шашечный турнир.

3. Диалог «Полезные и вредные привычки»

4. Необыкновенное рисование.

7 июня

Инструктор по физ.культуре

Воспитатели

7

«Остров юмора»

1. Развлекательная программа «Жить без улыбки – просто ошибка».

2. Конкурс рисунков «День улыбки»

3. Конкурсная игра «Лучшая пародия»

4. Необыкновенное рисование.

8 июня

Главный воспитатель

Воспитатели, командиры отрядов

8

«Остров «Неболейка»

1. Викторина «Путешествие в страну Витаминию».

2. Экологическое ассорти: «За здоровьем к растениям».

3. «Первая помощь при укусе насекомыми» Зелёный патруль.

4. Игры-эстафеты на воздухе.

5. Необыкновенное рисование.

9 июня

Главный воспитатель, воспитатели

Медсестра

9

«Остров театра, музыки и танца»

1. Конкурс «Мисс и Мистер лагеря»

2. Дискотека (танцевальный батл)

3. Песенный ринг

4. Основы декоративно - прикладного искусства

5. Игра «Я – дома, я - в школе, я – среди друзей»      

10 июня

Главный воспитатель,

воспитатели, начальник лагеря

Инструктор по физ.культуре

10

«Остров рекордов»

1. Спортивное состязание «Быстрее, выше, сильнее».

2. Творческая игра «Ты лучший!»

3. Инструктаж «О правильном поведении на воде».

4. Основы декоративно - прикладного искусства

5. Упражнения для обучения навыкам саморегуляции

11 июня

Инструктор по физ.культуре

Воспитатели

Начальник лагеря

11

«Остров героев»

1. Беседа «Символика Российской Федерации», посвящённая Дню России.

2. Выставка рисунков и поделок по теме «Я люблю тебя, Россия!».

3. Спортивные соревнования «Снайпер»

4. Необыкновенное рисование.

12 июня

Главный воспитатель, воспитатели

Начальник лагеря

12

«Остров мультфильмов»

1.Минутка здоровья «Глаза –твои главные помощники»

2. Просмотр мультфильмов.

3. В гостях у Самоделкина «Умелые руки не знают скуки» (изготовление поделок, сувениров).

4. Лепка

15 июня

Начальник лагеря

Воспитатели

13

«Остров Талантов»

1. Игра на тему «Алло, мы ищем таланты»

2. Театр «Умеешь сам- научи другого»

3. «Творческая волна-2019» - выставка поделок.

4. Лепка

16 июня

Воспитатели

Начальник лагеря

Воспитатели

14

«Остров мастеров»

1. Изготовление смайликов своим друзьям «Пусть всегда будет дружба!»

2. Экскурсия в парк «Сбор природного материала для поделок»

3.Оформление коллажа «Букет улыбок»

4. Лепка

17 июня

Главный воспитатель,

воспитатели, начальник лагеря

15

«Остров безопасности»

1. Беседа по ПДД на тему «У дорожных правил нет каникул»

2.Профилактическое занятие «Терроризм-угроза обществу» (Экстремизм)

3. Инструктаж по ПБ.

4. Лепка

5. Конкурс «Правила дорожного движения»

18 июня

Начальник лагеря

Воспитатели

16

«Остров добрых дел»

1. Уход за цветами на школьной клумбе.

2. Мероприятие по профилактике экстремизма «Учимся быть терпимыми»

3. Путешествие «По страницам Красной книги». Создание школьной «Красной книги»

4. Выставка работ

5. Викторина безопасного поведения на улице и дороге.

19 июня

Главный воспитатель, воспитатели

17

«Остров здоровья»

1.     Минутка здоровья «Солнечный ожог». Первая помощь при ожоге

2.     Спортивные соревнования «Мы за здоровый образ жизни»

3.     Просмотр видеоролика «Качели времени»

4.     Выставка художественных работ учащихся «Здоровье – это жизнь»

5.     Беседа о навыках безопасного поведения на дорогах.

21 июня

Главный воспитатель, воспитатели

18

Остров «Памяти»

1.Антивоенная акция «Мы, дети, против войны на планете!»

2.Спортивно-тренировочный курс «юного бойца»

3.Просмотр художественного фильма на тему ВОВ

4.Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим в ВОВ

5.Проведение минуты молчания в День памяти и скорби.

22 июня

Главный воспитатель, воспитатели

19

«Остров Нептуна»

1.Мунутка здоровья «Закаливание водой»

2.Беседа «Правила поведения на воде»

3. Художественно-творческая деятельность. Коллаж «Морское дно»

3. Игра «День Нептуна»

23 июня

Главный воспитатель,

воспитатели

20

«Остров дружбы»

1.     Минутка здоровья «Друг в беде не бросит

2.     Праздник «Дружба начинается с улыбки»

2. Спортивный час.

3. Просмотр фильмов о дружбе

4. Тренинговое занятие «Приемы эффективного общения»                                

24 июня

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Воспитатели

21

«Остров неожиданностей».

1. Торжественная линейка. Закрытие лагерной смены.

2. Развлекательные мероприятия «До свидания, лагерь!».

3. Мониторинг эффективности оздоровления детей (вес, динаметрия обеих рук)

4. Оформление стенда пожеланий. Подведение итогов, поощрение.

5.Дискотека. Закрытие летнего лагеря.

25 июня

Начальник лагеря

Главный воспитатель

Воспитатели

Система контроля и оценивания результатов

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования, а также разработана система стимулирования успешности. Каждый отряд может ежедневно получает цветной кружок за активное участие лагеря. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество кружков по цветам, а также количество кружков в целом. По итогам победители получают награды. Также каждый день заполняется Экран достижений каждого отряда.

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

 

«ДРУГ ПРИРОДЫ» - активное участие в экологических

мероприятиях

                      

 

«ЧИСТО-ЛУЧИСТО» – чистота отрядных помещений

 

«ДОБРЫЕ ДЕЛА» – оказание какой-либо помощи сотрудникам лагеря

 

«БУДЬ ЗДОРОВ!» – участие в мероприятиях оздоровительного цикла

 

«ТВОРЧЕСТВО» – активное участие в творческих мероприятиях

 

«БОДРОЕ УТРО» – активное участие в утренней зарядке

 

«СПОРТ.RU» – активное участие в спортивных мероприятиях

 

Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

  • анкетирование;
  • беседы в отрядах;
 
 

Пошаговая диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.

 
 

Итоговая диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (защита проекта, сочинение, рисунок «Наш отдых в лагере «Радуга»)
Беседы в отрядах
Цветопись

 
         

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Методические рекомендации по разработке образовательной программы детских летних лагерей.
  • Устав МКОУ «Полежаевская ООШ»
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Договора с родителями (законными представителями)  
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  • Акт приёмки лагеря.
  • Планы работы.

 

Кадровое обеспечение Программы.

Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются педагогические работники школы, медик. Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха.

Приказом по школе назначаются: начальник лагеря, воспитатели из числа педагогических работников школы.

Начальник лагеря руководит их деятельностью, ведёт документацию, отвечает за охрану труда в лагере.

Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.

Медицинский работник, назначенный на основании договора с БУЗ ВО «Новохоперская РБ», осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями к организации безопасного пребывания детей в Лагере.

Перед открытием лагеря проводится занятие с его педагогическим коллективом и отрядом воспитателей, на которых обсуждается программа работы лагеря, режим работы, должностные инструкции, а также инструкции по технике безопасности и противопожарной защите. Затем составляется план работы и правила внутреннего распорядка. Подготовка материальной базы, помещений и приемка их. Последний этап открытие лагеря.

     Координирует работу лагеря начальник лагеря, педагог-организатор и воспитатели.

Для полноценного отдыха детей должны использоваться: спортивный инвентарь, канцелярские товары, настольные игры.

Для составления программы и проведения досуговых мероприятий используется материалы из журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Последний звонок», а также педагогическая копилка школы.

МКОУ «Полежаевская ООШ» в рамках программы взаимодействует и сотрудничает с:

  • Комиссией по делам несовершеннолетних;
  • Отделом внутренних дел, отделением по делам несовершеннолетних;
  • ГИБДД;
  • Пожарной частью;
  • Сельской библиотекой;
  • ДК Полежаевский.

 

Материально-техническое обеспечение Программы.

  • Трудовое оборудование (лопаты, метёлки, ведра).
  • Спортивное оборудование (спортивный зал, спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи, волейбольная сетка).
  • Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры).
  • Телевизор, мультимедийная установка, музыкальный центр, компьютер с выходом в Интернет, принтер.
  • Игровая площадка.

Научно-методическое обеспечение:

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала и во время лагерной смены;
  • наличие книг, журналов с разработками различных мероприятий, конкурсов, викторин.

 

Финансовое обеспечение Программы.

Финансовое обеспечение деятельности лагеря осуществляется из бюджета Воронежской области.

Учебно-методическое обеспечение программы

  • Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А.Великородная, К.В.Щиголь. – М.: ВАКО, 2006
  • Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
  • Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
  • Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
  • Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
  • Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
  • Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
  • Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.
  • Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.
  • Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья.-М.:Вентана-Граф, 2006.
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/06/stsenarii-otryadnykh-meropriyatiy-v-letnem
  • http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/scenari-meroprijatii-v-letnem-lagere.html

 

Дополнительное образование во время лагерной смены.

Занятия в кружках организуются ежедневно.

Кружок по оригами «Чудо из листка» - художественно-эстетическое направление.

Кружок по рисованию «Вдохновение» - художественно-эстетическое направление.

Кружок по шахматам «Король и Королева» - интеллектуально-спортивное направление.

 

Режим дня.

8.30 Встреча детей «Мы вам рады»;

8.30 - 08.45   Линейка

08.45 - 9.00   Утренняя зарядка: «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;

9.15 - 9.30     Завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;

9.30 - 10.00  Спортивно-оздоровительный час «Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»

10.00-12.00 Экскурсии, походы, мероприятия в отрядах по направлениям лагеря.

12.00-13.00 Свободное время «Надо в порядок мысли привести!»

13.00-13.30   Обед     «Время обеда настало, и   вот   отряд за отрядом к столовой идёт»

13.30 -14.20 Художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия, работа кружков) «Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»

14.20 -14.30 Операция «Уют» «Надо в порядок все привести, в классе   убрать и пол подмести!»

14.30   Уход детей по домам «До свидания! До новых встреч!».

 

Критерии эффективности реализации программы

  • Самочувствие ребенка в лагере (создание положительного психолого-педагогического климата).
  • Сформированность физического потенциала (критерий здоровья).
  • Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
  • Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
  • Подготовленность к жизни (критерий времени).
  • Критерий «открытости школы».
  • Критерий системности работы.